ДокументыОтчеты, справки
Быстроерешение проблемы!
Услуги100% качество
горячая линия8 (863) 248-00-99

Добро пожаловать на сайт юридических и бухгалтерских услуг!

Главная » Статьи » Статьи "Консалтинг ЮК"

Закон от 01.05.2016 N 130-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

В этом году вступили в силу положения Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", вносящего изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.

 Целями, которые преследовал законодатель, являлись:

- развитие электронного документооборота в отношениях, регулируемых налоговым законодательством;

- создание условий для сокращения времени и материальных затрат на подготовку и представление налоговой отчетности;

- совершенствование порядка проведения налогового контроля и рассмотрения материалов по его результатам.

 

Порядок вступления в силу правительственных актов

До сих пор все законодательные акты о налогах и сборах по общему правилу вступают в силу спустя месяц с даты их официального опубликования, но не ранее первого числа следующего налогового периода по соответствующему налогу. Это касается как нормативных актов федеральных органов власти, так и региональных законов и норм (ст. 5 НК РФ).

Законом N 130-ФЗ данный перечень дополнен нормативными правовыми актами Правительства РФ и его министерств, если такие документы регулируют вопросы, связанные с налогами и сборами. То есть действие нормы ст. 5 НК РФ в равной степени теперь распространено и на указанные документы (ранее для приказов и постановлений по умолчанию действовал общий срок - 10 дней).

Скорректирован также порядок принятия приказов об изменениях в формах и форматах налоговых деклараций и о порядке их заполнения. В п. 5 ст. 5 НК РФ внесена поправка о том, что подобные документы должны будут вступать в силу не ранее чем спустя месяц после их официального опубликования. Данная поправка не позволит ФНС изменить форму налоговой декларации в середине отчетного периода, как это нередко случалось до сих пор.

 

Электронный документооборот с налоговыми органами

Законом N 130-ФЗ урегулированы правила электронного документооборота (ЭДО) между налогоплательщиками и налоговыми органами. Изначально предлагалось снизить порог перехода на обязательное представление налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме. В частности, такую обязанность хотели установить для налогоплательщиков, численность работников которых превышает 50 человек (сейчас  согласно ст. 80 НК РФ этот порог составляет 100 человек). Между тем в окончательный вариант Закона данная поправка не вошла. Следовательно, налогоплательщики, численность работников которых не более 100 человек, по-прежнему вправе выбирать между электронной и бумажной формами отчетности.

Законом N 130-ФЗ в новой редакции изложен п. 5.1 ст. 23 НК РФ. Названным пунктом оговариваются условия исполнения налогоплательщиком, подпадающим под действие п. 3 ст. 80 НК РФ, обязанности по принятию от налогового органа электронных документов по каналам ТКС, которые последние используют при реализации своих полномочий. Как и раньше, налогоплательщик должен отправить квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом. Однако помимо квитанции налогоплательщику теперь необходимо иметь договор с оператором ЭДО и квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. Новацией является то, что обеспечить возможность обмена электронными документами с налоговыми органами  налогоплательщик теперь должен не позднее 10 дней с момента возникновения любого из оснований (п. 3 ст. 80 НК РФ) для представления налоговой отчетности в электронной форме.

Кроме того, новая редакция п. 5.1 ст. 23 НК РФ определяет порядок обмена налоговыми органами  электронными документами не с самим налогоплательщиком, а с его уполномоченным представителем - физическим или юридическим лицом.

Подобный представитель действует, как известно, на основании доверенности. Такая доверенность должна быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий: лично или через представителя либо направлена в налоговый орган в электронной форме в виде электронного образа документа (документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования с сохранением его реквизитов) через оператора ЭДО (абз. 5). Иными словами, если копия доверенности будет представлена в инспекцию с нарушением указанного срока, то это будет свидетельствовать о неисполнении уполномоченным представителем налогоплательщика обязанности, установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ.

Прежде была определена только возможность подачи электронной отчетности через уполномоченного представителя (п. 4 ст. 80 НК РФ). Законом N 130-ФЗ полномочия представителей расширены, теперь они вправе не только отправлять в инспекцию налоговую отчетность, но и получать от нее различные электронные документы. В силу п. 5 ст. 80 НК РФ полномочия представителя по подписанию налоговой отчетности (в том числе в электронной форме) должны быть подтверждены соответствующей доверенностью. Причем в названном пункте (в отличие от нового п. 5.1 ст. 23 НК РФ) не оговорен порядок представления такой доверенности в налоговый орган.

Принимая во внимание норму, установленную абз. 5 п. 5.1 ст. 23 НК РФ, не исключено, что сроки для направления доверенности на право получения электронных документов представителем налогоплательщика инспекции по аналогии будут применять и в отношении направления доверенности (п. 5 ст. 80 НК РФ) на подписание и сдачу налоговой отчетности в электронной форме представителем налогоплательщика.

 

Истребование документов и пояснений

Заново переписаны положения п. 2 ст. 93 НК РФ, касающиеся порядка представления истребованных документов при проведении налоговой проверки. В частности, в абзаце 2 теперь прямо сказано, что представляемые налогоплательщиком документы на бумажном носителе должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми ФНС. Кроме того, вводится возможность представлять сканы документов, изначально оформленных в бумажном виде, при этом скан должен соответствовать установленному ФНС формату.

В новой редакции п. 2 ст. 93 НК РФ оговорено также, что представляемые по каналам ТКС электронные документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

А в п. 3 ст. 88 НК РФ, по сути, теперь будет содержаться запрет на представление пояснений, затребованных по результатам камеральной проверки декларации по НДС, на бумажном носителе. Подобный запрет коснется тех налогоплательщиков, на которых возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме. Такие налогоплательщики должны представлять пояснения в электронной форме по каналам ТКС. Бумажные пояснения налоговики будут игнорировать. Добавлю, что ответственность за непредставление электронных пояснений установлена ст. 129.1 НК РФ.

По налоговым льготам контролеры в силу п. 6 ст. 88 НК РФ (в новой редакции) смогут истребовать не только документы, но и пояснения. На представление последних налогоплательщикам отводится пять дней.

 

Введение института обеспечительных мер

В новой редакции изложен п. 5 ст. 138 НК РФ. Суть новаций заключается в возможности приостановления исполнения решения налоговых органов при предоставлении проверяемым лицом банковской гарантии в рамках административного обжалования результатов налоговой проверки. Такое приостановление будет действовать до принятия решения вышестоящей инстанцией.

К банковской гарантии, указанной в настоящем пункте, применяются требования, установленные п. 5 ст. 74.1 НК РФ, с учетом следующих особенностей:

- срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи лицом заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения;

- сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение банком-гарантом обязанности по уплате денежной суммы в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.

Несоответствие банковской гарантии обозначенным требованиям является основанием для отказа в приостановлении исполнения решения.

Очевидно, что введение института обеспечительных мер направлено на расширение прав налогоплательщиков при применении досудебных механизмов урегулирования споров и повышение привлекательности административного обжалования. Как часто налогоплательщики будут реализовывать предоставленную возможность, покажет практика.

 

Скорректированы правила рассмотрения материалов проверкии досудебного обжалования решения по проверке

В новой редакции изложены некоторые пункты ст. 101 НК РФ, определяющей порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

В частности, п. 1 теперь предусматривает возможность принятия решения о доп.мероприятиях по итогам рассмотрения материалов проверки. Если такое решение принято, то итоги доп.мероприятий (как, впрочем, и другие материалы проверки, включая возражения проверяемого лица) должны быть рассмотрены руководителем ИФНС (его заместителем), после чего в течение 10 дней принимается решение по итогам проверки. Таким образом, сроки вынесения решения могут быть скорректированы для осуществления доп.мероприятий.

Пункт 2 названной статьи дополнен положениями, из которых следует, что проверяемое лицо вправе не только визуально ознакомиться с материалами проверки и доп.мероприятий, но и изготовить с них выписки или снять копии. В свою очередь, инспекторы обязаны обеспечить такую возможность налогоплательщику не позднее двух дней со дня подачи им соответствующего заявления.

Кроме того, ст. 101 НК РФ дополнена новым пунктом - 6.1, которым установлено право налогоплательщика на представление в 10-дневный срок возражений на результаты доп.мероприятий (в который включаются два дня на ознакомление с этими результатами).

Важную (и позитивную) новацию предусматривает новая редакция п. 2 ст. 140 НК РФ. Названным пунктом закреплено, что в случае выявления противоречий между документами проверяемого лица и материалами от нижестоящих налоговых органов (на что указывается в апелляционной жалобе) рассмотрение жалобы вышестоящий налоговый орган осуществляет с участием представителей налогоплательщика.

Кроме того, скорректирован ряд положений ст. 139.2 НК РФ, определяющей форму и содержание жалобы (апелляционной жалобы). В частности, уточнены способы подачи жалобы и получения решения по ней.

Внесен ряд изменений и в нормы ст. 139.3 НК РФ, определяющей основания для оставления жалобы без рассмотрения. К примеру, подача жалобы в электронной форме с нарушением утвержденного формата является причиной для оставления ее без рассмотрения.

 

Мотивированное мнение по сделке

Законом N 130-ФЗ предусмотрена возможность согласования налогоплательщиком условий планируемых сделок или операций с налоговым органом. Но получить мотивированное мнение контролеров, которое впоследствии снимет с налогоплательщика ответственность за исчисленные по таким сделкам и операциям налоги, смогут лишь налогоплательщики, взаимодействующие с контролерами в особом режиме налогового мониторинга. Напомним, данный режим (порядок проведения которого определен ст. ст. 105.26 - 105.30 НК РФ) открывает налоговикам доступ к бухгалтерскому и налоговому учету, а также к первичным документам организаций. В настоящее время подобные соглашения с ФНС заключили лишь несколько крупных компаний.

Положениями п. 4 ст. 105.30 НК РФ (в новой редакции) определены требования как к содержанию самого запроса в налоговый орган о предоставлении мотивированного мнения по планируемой сделке, так и к документам, прилагаемым к нему.

Полученное мотивированное мнение является обязательным для исполнения налоговыми органами и организацией в ходе проведения налогового мониторинга. Исключением являются следующие случаи (п. 7 в новой редакции):

- мнение основано на неполной или недостоверной информации, представленной организацией;

- существенные условия исполнения сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также совершения иного факта хозяйственной жизни не соответствуют информации, представленной организацией;

- на момент исполнения сделки (операции) изменились (или утратили силу) налоговые нормы, на основании которых составлено мотивированное мнение.

 

Приостановление операций по счетам

С 01.07.2016 расширен перечень оснований для вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций организации по ее счетам в банке и переводов ее электронных денежных средств. Теперь эти санкции применяются в случае неисполнения обязанности по подключению к электронному документообороту с налоговым органом. Решение налогового органа отменяется не позднее одного дня, следующего за днем исполнения организацией обязанности по подключению к электронному документообороту с налоговым органом (ст. 76 НК РФ).

Также с 1 июля 2016 года вступают в силу изменения в статью 76 Кодекса.

В частности, пункт 3 статьи 76 Кодекса дополняется подпунктом 1.1, согласно которому расширен перечень оснований для вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

Теперь решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, в том числе, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота - в течение 10 дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения налогоплательщиком-организацией такой обязанности.

Соответствующие изменения были внесены в пункт 3.1 статьи 76 Кодекса, согласно которым решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принятые на основании подпункта 1.1 пункта 3 статьи 76 Кодекса отменяются не позднее одного дня, следующего за днем исполнения налогоплательщиком-организацией обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, установленной пунктом 5.1 статьи 23 Кодекса.

 

Пояснения в налоговую инспекцию

С 01.01.2017 налогоплательщики, которые обязаны сдавать декларацию по НДС в электронной форме, при проведении ее камеральной проверки смогут представлять налоговым органам пояснения только в электронной форме (п. 3 ст. 88 НК РФ). При представлении пояснений на бумажном носителе они не будут считаться представленными. За непредставление (несвоевременное представление) таких пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации с 01.01.2017 будет штрафовать на 5000 руб. по п. 1 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ.

С 02.06.2016 налоговый орган при проведении камеральной проверки может требовать у организации или у индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

 

Налоговый мониторинг

Изменены также отдельные моменты проведения налогового мониторинга (ст. ст. 105.26, 105.27, 105.29 НК РФ). Как вы помните, под него подпадают организации с объемом доходов и стоимостью активов за предшествующий год не менее 3 млрд руб. Этому вопросу посвящены п. п. 9 - 11 комментируемого Письма.

 

Изменения в  2017 году

Начиная с 1 января 2017 г. налогоплательщиков ждут кардинальные изменения налогового законодательства. Поправки в отдельные главы НК РФ внесены Федеральными законами от 03.07.2016 N N 242-ФЗ, 243-ФЗ и 248-ФЗ.

Самые существенные изменения касаются новых правил администрирования и отчетности по страховым взносам. Новации коснулись и правил исчисления отдельных видов налогов.

 

С 1 января 2017 г. функции по администрированию страховых взносов вновь будут возложены на налоговые органы. Напомним, что до 01.01.2010 вместо страховых взносов действовал единый социальный налог, исчисление и уплату которого контролировали налоговые органы.

С этой целью были внесены изменения в отдельные статьи НК РФ.

С 1 января 2017 г. страховые взносы будут относиться к налоговым платежам, и, соответственно, к ним будут применяться правила, установленные законодательством о налогах (п. 1 ст. 2 НК РФ в редакции Закона N 243-ФЗ).

При этом в части установления и взимания страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц законодательство о налогах и сборах не применяется (п. 3 ст. 2 НК РФ в редакции Закона N 243-ФЗ).

Практически это означает, что эти взносы не попадают в сферу налогового законодательства.

Еще в начале года Президент РФ Указом от 15.01.2016 N 13 поручил Правительству РФ разработать дополнительные меры по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с внебюджетными фондами по обязательным страховым взносам. Выполняя поручение Президента, законодатели приняли два Федеральных закона:

- от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) - ввел новую главу о страховых взносах в Налоговый кодекс РФ;

- от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) - отменяет основной закон о страховых взносах - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

 

Администрирование страховых взносов

В связи с возвращением администрирования страховых взносов под контроль налоговых органов Законом N 243-ФЗ предусмотрен внутриведомственный механизм передачи сведений от ПФР к ФНС России.

Так, органы управления ПФР обязаны сообщить до 01.02.2017 в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов международных организациях, обособленных подразделениях российских организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, патентных поверенных и иных физических лиц, по состоянию на 01.01.2017 в электронной форме (п. 1 ст. 4 Закона N 243-ФЗ).

Статьей 4 Закона N 243-ФЗ определен переходный период в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам, образовавшимся на 1 января 2017 г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС РФ по результатам контрольных мероприятий, которые были проведены за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (п. 2 ст. 4 Закона N 243-ФЗ).

Обратите внимание! По состоянию на 01.01.2017 внебюджетные фонды должны определить по каждому страхователю суммы недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам. В случае наличия у страхователя долга, нереального взыскания фонд спишет этот долг.

Задолженность по страховым взносам, которая не была признана безнадежной, после 01.01.2017 подлежит взысканию уже налоговыми органами.

 

Что не изменилось

Прежде всего, обратим внимание на то, что не претерпели существенных изменений основные вопросы расчета и уплаты страховых взносов, в частности:

- порядок отнесения выплат к объекту обложения страховыми взносами для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 419, п. п. 1, 2 ст. 420 НК РФ);

- порядок определения базы для начисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 419, ст. 421 НК РФ);

- перечень необлагаемых выплат (ст. 422 НК РФ);

- размеры тарифов страховых взносов, в том числе пониженные и дополнительные (ст. ст. 425 - 429 НК РФ);

- общие сроки уплаты страховых взносов (п. 3 ст. 431, п. 2 ст. 432 НК РФ).

Грядущие изменения в связи с передачей администрирования страховых взносов обсуждались давно. Главного из обещанных плательщикам преимуществ - возможности сдавать отчетность в единственный контролирующий орган - не произошло. Плательщики страховых взносов будут отчитываться не только в налоговую инспекцию, но и в фонды. Коротко рассмотрим, какие виды отчетности по взносам ждут в следующем году, в какие сроки, изменятся ли тарифы и штрафы.

 

Новая глава и раздел "Страховые взносы в РФ"

Раздел I НК РФ дополнен новой гл. 2.1 "Страховые взносы в РФ", в которой прописываются общие условия установления страховых взносов, права и обязанности плательщиков страховых взносов и гл. 34 "Страховые взносы". В гл. 34 "Страховые взносы" определены основные элементы налогообложения (база, льготы, особенности исчисления взносов отдельными категориями плательщиков).

Следует отметить, что объект обложения страховыми взносами не изменился. По-прежнему облагаются страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Для плательщиков (организаций, ИП, а также физических лиц, не являющихся ИП, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) на период 2017 - 2021 гг. предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в РФ, увеличенного в 12 раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год (ст. 421 НК РФ в новой редакции): в 2017 г. - 1,9; 2018 г. - 2,0; 2019 г. - 2,1; 2020 г. - 2,2; 2021 г. - 2,3.

Для таких плательщиков страховых взносов тарифы на 2017 - 2018 гг. останутся прежними (ст. 426 НК РФ в новой редакции):

- на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины - 22%;

свыше установленной предельной величины - 10%;

- на обязательное социальное страхование:

на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины - 2,9%;

на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, в пределах установленной предельной величины - 1,8%;

- на обязательное медицинское страхование - 5,1%.

 

Суточные свыше 700 руб. и 2500 руб. - объект обложения

страховыми взносами

 

В настоящее время суточные, выплачиваемые при направлении работника в командировку, независимо от их размера объекта обложения страховыми взносами не образуют.

В обновленной редакции п. 2 ст. 422 НК РФ указано, что освобождаются от обложения страховыми взносами суточные в пределах норм, установленных законодательством РФ:

- 700 руб. - командировки внутри России;

- 2500 руб. - загранкомандировки.

Обратите внимание! Поскольку порядок исчисления и уплаты "несчастных" взносов не будет регулироваться налоговым законодательством, то размер суточных, установленных страхователем в коллективном договоре (ином локальном нормативном акте), по-прежнему не будет облагаться страховыми взносами на травматизм.

 

Отчетность в ИФНС

Основные отчеты по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и Фонд соцстраха - формы РСВ-1 ПФР и 4 - ФСС со следующего года будут отменены. Однако отчетности по страховым взносам в 2017 г. меньше не станет.

С 2017 г. вместо РСВ-1 ПФР и 4 - ФСС надо будет сдавать единый расчет по страховым взносам в налоговую инспекцию по месту учета. Это будет ежеквартальная отчетность по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС РФ (ст. 423 НК РФ). Форму нового отчета чиновники должны утвердить к 1 октября 2016 г. О начале разработке формы ФНС России сообщила на regulation.gov.ru.

Новую налоговую отчетность по страховым взносам - в тексте Налогового кодекса эта форма, как и раньше, называется расчетом - в 2017 г. нужно будет сдавать один раз в квартал - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Расчет будет подаваться плательщиком в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций.

Срок сдачи отчетности установлен единый, вне зависимости от способа сдачи отчета - на бумаге или в электронном виде. Правда, как и сейчас, при среднесписочной численности 25 человек и менее можно будет представлять расчет на бумаге, а с численностью более 25 человек - только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 10 ст. 431 НК РФ).

Так, отчетность по страховым взносам за I квартал 2017 г. в налоговую инспекцию нужно будет сдать не позднее 2 мая 2017 г., так как 30 апреля выпадает на воскресенье - выходной день.

Поскольку сведения, полученные из отчетности плательщиков, налоговики должны будут затем передать в Пенсионный фонд, которому в свою очередь необходимо будет информацию о страховых взносах, уплаченных за конкретных людей, "разложить" по их лицевым счетам, Налоговый кодекс установил следующую особенность при приеме отчетности: если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление.

В пятидневный срок со дня получения указанного уведомления плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным (абз. 2, 3 п. 7 ст. 431 НК РФ).

 

Отчетность в ПФР

В ведении ПФР останутся вопросы назначения и выплаты пенсий. То есть контролировать достоверность сведений о заработке будут налоговики, а проверять достоверность сведений о страховом стаже - сотрудники ПФР.

У плательщиков сохранится обязанность по представлению в территориальные органы Пенсионного фонда сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-М. Срок сдачи СЗВ-М с 1 января изменится. Сдавать форму необходимо будет не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, а не до 10-го, как сейчас (п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ в новой редакции). То есть на сдачу сведений будет пять дополнительных дней.

Данные, которые работодатели сейчас подают раз в квартал в составе РСВ-1 ПФР - отчет о стаже работников, нужно будет направлять в ПФР ежегодно (не позже 1 марта следующего года) (пп. 10 п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ в новой редакции). Форма этого расчета будет утверждена позже. При этом информация о величине облагаемого дохода и размере взносов в ПФР, как уже было сказано, будет представляться плательщиком в налоговый орган.

 

Отчетность в ФСС РФ

За Фондом соцстраха останутся вопросы администрирования взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Так же, как и раньше, Фонд будет проверять, корректно ли рассчитаны и перечислены взносы, насколько правильно выплачены пособия. Выплата пособий тоже остается за ФСС РФ. Компании будут сдавать в Фонд отдельную форму отчета. Ее чиновники подготовят позднее.


 Тариф страховых взносов и предельная база в 2017 г.

Общий тариф страховых взносов установлен ст. 425 НК РФ и составляет:

1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26%;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9%;

3) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8%;

4) на обязательное медицинское страхование - 5,1%.

Однако в 2017 - 2018 гг. законодатели решили сохранить пониженный общий размер тарифа в ПФР на обязательное пенсионное страхование:

- в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22%;

- свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10%.

Таким образом, в следующем году общая нагрузка по страховым взносам будет сохранена и составит 30%. Увеличение размера тарифа планируется в 2019 г. - с 30 до 34%.

Страхователи, имеющие право на льготной тариф по упрощенке, будут уплачивать взносы по ставке 20%, как и сейчас. Пониженные и дополнительные тарифы тоже останутся без изменений.

Для взносов в ФСС РФ и ПФР в Налоговом кодексе предусмотрено наличие предельной облагаемой базы. При этом вопреки обещаниям упростить для плательщиков процесс исчисления взносов и установить единые правила их исчисления предельные базы для этих видов фондов будут составлять разную величину: для ФСС РФ она будет устанавливаться Правительством в твердой сумме. Для ПФР правило определения предельной базы установлено ст. 421 НК РФ - средняя зарплата по стране, увеличенная в 12 раз с учетом коэффициента (как в Законе N 212-ФЗ). Предельные базы будут ежегодно пересматривать, в том числе на 2017 г.

Напомним, что в 2016 г. эти величины составляют:

- для взносов в ПФР - 796 000 руб. за год. В пределах этой суммы на работника взносы начисляют по тарифу 22%, а сверх - по ставке 10%;

- для взносов в ФСС РФ - 718 000 руб. В пределах этой суммы взносы начисляют по ставке 2,9%, а сверх - не уплачивают.

При исчислении страховых взносов в ФФОМС предельная база, как и раньше, не предусмотрена.

Итак, в основу исчисления взносов в три внебюджетных фонда положены три разные величины. Это значит, что процесс исчисления взносов нисколько не упрощен вопреки обещаниям сторонников передачи администрирования в налоговые органы.

 

Уплата страховых взносов в 2017 г.

Еще одним из звучавших обещаний было упрощение уплаты страховых взносов. Однако п. 6 ст. 431 НК РФ закрепил действующее в этом году правило: сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками отдельно в отношении:

- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

- страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Срок уплаты страховых взносов не изменится. Как и сейчас, их надо будет перечислять не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены. Но поскольку сменится администратор, изменятся и КБК страховых взносов. К декабрю 2016 г. Минфин России должен утвердить новые КБК.

 

Штрафы по страховым взносам в 2017 г.

Штрафовать за нарушение срока сдачи расчета налоговые инспекторы будут в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ в соответствии со ст. 119 НК РФ. С этой целью и в наименование статьи, и в текст диспозиции были внесены дополнения, четко предусматривающие возможность ее применения за нарушение срока представления расчета по страховым взносам. Следовательно, за опоздание со сдачей нового расчета налоговики оштрафуют на 5% от неуплаченной суммы за каждый месяц. Максимум - 30% этой суммы. Минимальный штраф составит 1000 руб.

За непредставление других документов по взносам налоговики смогут оштрафовать на 200 руб. за каждый документ, которого не хватает (ст. 126 НК РФ).

Кроме того, теперь плательщикам грозит приостановление операций по счетам в связи с несдачей отчетности. Ведь у органов внебюджетных фондов не было такого права, а налоговики смогут заблокировать счет в банке за опоздание с расчетом. Сейчас в ст. 76 НК РФ говорится только о декларациях, но новая редакция этой статьи, которая вступит в силу с 2017 г., дополнена положениями о том, что она распространятся и на расчеты по страховым взносам.

Неуплата страховых взносов, грубое нарушение правил учета доходов и расходов, если они повлекли занижение базы для исчисления взносов, грозят штрафом 20% от неуплаченной суммы (п. 3 ст. 120, ст. 122 НК РФ).

Ответственность за нарушение установленного Законом срока представления СЗВ-М останется прежней: за каждого работника будет взыскиваться штраф в размере 500 руб. Поэтому общий размер штрафа за непредставление в ПФР СЗВ-М может вылиться в приличную сумму. За подобное нарушение компания из 20 человек может пострадать на 10 000 руб., а организация численностью 500 человек заплатит уже 250 000 руб. штрафа. Такой же базовый размер штрафа установлен и за представление недостоверных сведений.

Введен новый штраф за нарушение порядка представления сведений в сфере персонифицированного учета. За несоблюдение страхователем в предусмотренных случаях порядка представления сведений персонифицированного учета в форме электронного документа предусмотрен штраф в размере 1000 руб. (ст. 17 Закона N 27-ФЗ).

Кроме того, в Законе N 27-ФЗ введен трехлетний срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения в сфере персонифицированного учета (ст. 17 Закона N 27-ФЗ).

 

Проверки по страховым взносам

Начиная с периода 2017 г. проверять правильность расчета и уплаты страховых взносов налоговики будут по правилам налоговых проверок. Соответственно, на выездной проверке налоговики проверят сразу и налоги, и взносы. Инспекторы смогут доначислять взносы, если отчисления по ним не будут коррелировать с суммами НДФЛ. Поэтому в зону риска попадут компании, у которых будут выявлены значительные расхождения по базам для НДФЛ и страховых взносов. Специалисты ФСС РФ будут выходить на выездные проверки вместе с налоговиками - проверять выплату пособий по временной нетрудоспособности, в то время как налоговики будут проверять уплату страховых взносов в ФСС РФ.

Контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., осуществляют соответствующие органы ПФР, ФСС РФ в порядке, действовавшем до названной даты (ст. ст. 20, 24 Закона N 250-ФЗ).

 

Разъяснения о порядке исчисления и уплаты страховых взносов с 1 января 2017 г.

До 2017 г. органом, уполномоченным давать разъяснения по спорным вопросам, связанным со страховыми взносами, был Минтруд России. Начиная со следующего года письменные разъяснения плательщикам страховых взносов по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, в том числе по взиманию страховых взносов, обязан давать Минфин России (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Налоговые органы также обязаны информировать плательщиков об их правах и обязанностях, о других вопросах применения законодательства РФ о налогах и сборах (пп. 4 п. 1, п. 2.1 ст. 32 НК РФ).

Вероятно, спорные вопросы плательщикам необходимо задать именно финансовому ведомству. Поскольку неоднократно возникали ситуации, когда мнение Минфина России и Минтруда России по аналогичным вопросам не совпадали. Вряд ли можно советовать до выхода новых разъяснений применять существующие разъяснения Минтруда России: в спорной ситуации применительно к периодам после начала 2017 г., они не будут расценены судами в качестве обстоятельства, исключающего вину плательщика (ст. 111 НК РФ).

 

Переходные положения

Итак, Закон N 243-ФЗ вступает в силу с 1 января 2017 г., и именно с этой даты к налоговикам переходит контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов. Следовательно, все уточненные расчеты по взносам за 2016 г. и более ранние периоды компаниям надо будет представить, как и прежде, в ПФР и ФСС РФ по действующим формам РСВ-1 ПФР и 4 - ФСС. А вот "уточненки" за период начиная с 2017 г. надо будет представлять в налоговую инспекцию.

Тот же принцип будет действовать и по отношению к переплате взносов. Переплату по состоянию на 1 января 2017 г. будут возвращать еще фонды, а недоимку по состоянию на ту дату будут взыскивать уже налоговики. Фонды передадут им сведения о задолженности. Недоимку, в том числе пени и штрафы по состоянию на 1 января 2017 г., удержать которые невозможно, налоговики признают безнадежной и спишут в порядке ст. 59 НК РФ.

 

 

 

Категория: Статьи "Консалтинг ЮК" | Добавил: consult161 (28.01.2017) | Автор: Наталья
Просмотров: 167 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar